10 июня в Художественном арсенале начнется новый проект с названием «Выставка о наших ощущениях».
«Отрефлексировать все, что с нами происходит во время войны, пока невозможно и, вероятно, еще рано. Но мы все равно снова и снова – в мыслях и разговорах – возвращаемся к этому опыту. Как мы понимаем искусство? Как его ощущаем? Прочитываем ли классические сюжеты, которые недавно казались безнадежно тривиальными, как аналогии пережитого? Ищем ли метафор, чтобы описать свой опыт?
Война изменила наши планы и заставила сфокусироваться на новом опыте, отыскивая художественные соответствия собственных ощущений. Амбивалентность наших эмоций и мыслей — именно это мы пытаемся сказать этой выставкой», — отмечают в Художественном арсенале.
В прессрелизе к выставке в частности отмечено:
В этих залах должна быть совсем другая экспозиция, другие произведения, другие концептуальные вопросы. Война изменила наши планы и заставила сфокусироваться на новом опыте, отыскивая художественные соответствия собственных ощущений. Амбивалентность наших эмоций и мыслей именно об этом мы пытаемся сказать этой экспозицией. Красное искусство — как экран, по которому мерцают наши страх и боль. И даже сам термин «красное искусство» — это что-то на грани профессионального жаргона и ностальгии по спокойному времени. Нам идет речь о многослойности, неокончательности и неопределенности того, что мы проживаем в эти дни. О многочисленных отличиях между глубиной и поверхностью нашего города, когда идиллическая красота цветущих каштанов не означает безоблачность. Но ни боль, ни шок не исчерпывают нашу жизнь. Здесь тоже есть надежда, упрямство, преданность, любовь. Все еще есть и прекрасное, и будущее. То, что казалось тривиальным, в эти дни приобретает аутентичное, глубокое звучание.
В общем, это довольно сумбурный проект, возникший из разговоров и споров внутри команды Художественного арсенала, ведь отрефлексировать все, что каждый из нас пережил за первые месяцы войны, пока невозможно и, вероятно, еще рано. Но мы все равно снова и снова – в мыслях и разговорах – возвращаемся к этому опыту. Как мы понимаем искусство? Как его ощущаем? Буквально и упрощенно — как и отношения во время войны, когда простые вещи оказываются важными? Прочитываем ли классические сюжеты, которые недавно казались безнадежно тривиальными, как аналогии пережитого? Ищем метафор, чтобы описать свой опыт?
Нам кажется, что после погрома музея в селе Иванков персонажей Марии Примаченко уже никто не сочтет забавными. Жуткий опыт изгнанника Юрия Соловия, после Второй мировой войны находившийся в DP-лагерях Европы под постоянной угрозой репатриации в СССР, резонирует с ужасами фильтраций и депортации на оккупированных россиянами территориях. Зато цветные ярмарочные сюжеты Юрия Коваленко лучше передают настроения его родной Одессы, где отчаянные загорают на заминированных пляжах, потому что боль и шок никак не исчерпывают нашей жизни. Мы обязательно расширим свое дружеское пространство, и поэтому, согласно названию экспонируемого на выставке полотна, ремонт – это состояние души. Наверное, на годы. И это наш новый опыт, который еще предстоит рефлексировать и визуализировать через новые практики. В будущем, которое должно наступить.
В экспозиции представлены работы по коллекции Художественного арсенала. Часть этого проекта — обсуждение персонального опыта команды Художественного арсенала, которое мы зафиксировали в формате видео. Эти видео будут частью выставки.
Читайте также: “УВЛЕЧЕННЫЙ ДОМ»: ПОСЛЕ УСПЕХА В БЕРЛИНЕ ВЫСТАВКУ УКРАИНСКОГО ИСКУССТВА О ВОЙНЕ ПОКАЖУТ В РИМЕ